7 июня 2010, 11:25
32
11 минут

Интервью директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю.И. Дешевых

Юрий Дешевых: за год пожары уничтожают в России целый город со всей инфраструктурой.

Юрий Иванович, как складывается ситуация с пожарами в нашей стране. Есть тенденции к снижению их количества?

В последние шесть лет мы наблюдаем в России устойчивую тенденцию снижения количества пожаров. Ежегодно их становится меньше на 5%. Соответственно, и погибших тоже. 10 лет назад наблюдалось 300 тыс. пожаров в год, количество погибших - более 20 тыс. человек. В прошлом году произошло почти 200 тыс. пожаров, в которых погибло 14 тыс. человек. Тем не менее, вопросы пожарного обеспечения в стране стоят довольно остро. Особенно если сравнивать нашу статистику с зарубежной. В США, например, в прошлом году при пожарах погибло 4 тыс. человек, с учетом того, что население страны составляет 300 млн.

Какие меры принимает МЧС России по стабилизации обстановки с пожарами?

Прежде всего - это нормативное регулирование обеспечения пожарной безопасности, создание норм и правил в этой сфере, модернизация государственного пожарного надзора и повышение эффективности работы наших оперативных подразделений, которые тушат пожары и проводят аварийно-спасательные работы.

Революционным достижением, на наш взгляд, стало принятие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вступил в силу с 1мая 2009 года. Технический регламент ввел требования пожарной безопасности в Российской Федерации в ранг закона. Раньше они утверждались ведомственными нормативными правовыми актами и, вообщем-то, отношение к этим требованиям было поверхностным. «Раскачка» собственника начиналась только после проверки инспектора пожарного надзора.

Что показал первый год действия федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»? Повысилась ли защищенность объектов от пожаров?

На сегодняшний день уже можно констатировать некоторые подвижки в деле обеспечения пожарной безопасности. Технический регламент требует, чтобы в городах время прибытия пожарных расчетов к месту пожара не превышало 10 минут, а в сельской местности - 20 минут. За год работы Технического регламента с целью реализации данной нормы, построено свыше 300 объектов пожарной охраны. Таким образом, количество прикрытых населенных пунктов в России возросло до 70%.

Но пожарных депо все-таки не хватает. Норматив 10-20 минут соответствует нормативу большинства стран мира. Чтобы обеспечить населению своевременную пожарную помощь, необходимо строить еще большее количество пожарных депо, а также улучшать дорожную ситуацию. В настоящее время из средств федерального бюджета планируется строительство 64 зданий пожарных депо. Аналогичные меры принимаются на уровне субъектов Российской Федерации. Так, Санкт-Петербург принял программу по строительству 12 дополнительных депо. И таких примеров множество.

Но около 32 тыс. населенных пунктов в России по-прежнему остаются неприкрытыми частями пожарной охраны. Речь идет, прежде всего, об удаленных деревнях и селах. Решить эту проблему можно развивая добровольную пожарную охрану. МЧС разработало соответствующий законопроект, который практически готов к внесению на рассмотрение Госдумы. Законопроект предусматривает поддержку добровольных пожарных на государственном уровне, с тем, чтобы у граждан появилась заинтересованность нести такую службу.

Важнейшей своей задачей мы видим повышение противопожарной защиты каждого конкретного объекта. Пожар важно предупредить. А если уж не получилось, то ликвидировать его с минимальными последствиями. А для этого все противопожарные системы безопасности на объекте должны быть не только в наличии, но и исправными. Это не прихоть пожарной охраны. За год работы Технического регламента в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, образовательных учреждениях оснащение системами противопожарной защиты возросло на 70%. Цифра более чем серьезная. Это почти 30 тыс. учреждений.
Необходимо отметить, что работа этих систем за последний год предотвратила гибель 1,5 тыс. человек.
Но в целом по стране темпы выполнения противопожарных мероприятий невысоки. И мы четко понимаем, что используя только административный ресурс, эту проблему не решить. МЧС России в данный момент разрабатывает закон о противопожарном страховании «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара».

В чем заключается идея законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара»?

Для наведения порядка в области пожарной безопасности надо задействовать не только административный ресурс, но и экономические рычаги влияния. Идея законопроекта достаточно проста: объекты с массовым пребыванием людей должны страховать свою ответственность перед третьими лицами за причинение вреда в результате пожара. Каким же образом это предполагается осуществить? Сумма страховых премий будет зависеть от степени противопожарной защиты объекта. Чем она выше, тем сумма страховой премии (сумма, которую выплачивает страхователь страховщику) будет ниже. Собственник объекта должен для себя понять, что достаточно один раз вложить денежные средства в оснащение объекта современными противопожарными системами защиты, чем выплачивать огромные суммы пострадавшим. В этом и заключается основная идея законопроекта.

Правительство Российской Федерации, поддержавшее идею законопроекта, определило три ведомства, которые должны дать по нему заключения. Это Федеральная антимонопольная служба, Министерство финансов и Министерство экономического развития. Законопроект уже согласован с Федеральной антимонопольной службой, его концепция нашла поддержку Министерства экономического развития и Минфина. На сегодняшний день вырабатываются приемлемые позиции по финансово-экономическим обоснованиям. Законопроект поддерживают и страховщики, и бизнес-сообщество. Прежде всего, те представители бизнеса, кто сам пострадал от пожара. Ведь, как показывает практика, после пожаров многие предприятия так не встают на ноги.

Одна из целей законопроекта – сократить затраты из бюджетов на выплату компенсаций пострадавшим. Вы могли бы оценить эти затраты из бюджетов разных уровней в 2009 году?

В прошлом году в России пожарами уничтожено такое количество площадей, на которых могли бы проживать 130 тыс. человек. Это целый город с больницами, кафе, жилыми домами и прочей инфраструктурой. Если уничтожается жилье, то местный бюджет несет затраты по его восстановлению или предоставлению погорельцу нового жилья.

Сколько денег должно быть выделено из бюджетов различных уровней на выплаты компенсаций потерпевшим в результате пожаров?

Объем страховых премий по предварительным подсчетам может составить 5 млрд.600 тыс. рублей. Сумма немалая. Но для сравнения скажу: в прошлом году материальные потери от пожаров России составили 41млрд. рублей, а это очень серьезная сумма.

Обязанности покупать страховой полис накладывается на собственника помещений. Как быть в ситуации, когда собственник помещения всего один, а арендаторов у него множество. Если пожар возникнет, например, в торговом центре, то, скорее всего, это происходит по вине арендатора. Существуют ли какие-либо договорные отношения между собственником и арендатором?

Все эти спорные моменты прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации. На основании договора аренды собственник помещения должен включить стоимость полиса в свои затраты, которые арендатор обязан будет ему возместить.

1 мая 2010 года завершился срок подачи декларации пожарной безопасности. Как выполнялось это требование? И в чем смысл подачи декларации?

Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, который вступил в силу с 1 мая 2009 года, был предусмотрен период, - год, в течение которого владельцы объектов (потенциально-опасных, с массовым пребыванием людей) должны были подать декларацию пожарной безопасности. Опыт показывает, что зачастую собственник объекта узнает о требованиях пожарной безопасности из уст инспектора. Но инспектор приходит не инструктировать, а проконтролировать выполнение установленных требований пожарной безопасности. Поэтому, в декларации по пожарной безопасности собственник должен продекларировать, какие требования пожарной безопасности он будет выполнять на своем объекте. Цель декларации – подготовить собственника к эксплуатации объектов с массовым пребыванием людей и осознанно выполнять требования по пожарной безопасности. Но опять же, требования пожарной безопасности - не самоцель. Важно сберечь здоровье граждан, а также сохранить имущество.

По состоянию на 1 мая 2010 г. в целом по России подано 100% деклараций, что составляет порядка 400 тысяч. Но процесс подачи деклараций не завершен, - территориальными органами государственного пожарного надзора продолжается прием деклараций на проектируемые и строящиеся объекты защиты.

Существует тенденция, когда предприятия сокращают расходы на обеспечение безопасности своих объектов, в том числе на пожарную безопасность. Возможно, причиной тому последствия экономического кризиса. Как это отражается на работе органов пожарного надзора?

К сожалению, в последнее время процент выполнения противопожарных мероприятий снизился. Количество вложенных в безопасность средств заметно уменьшилось. Происходит сокращение пожарных команд на многих предприятиях, т.к. собственники ищут денежные резервы и находят их в сокращении пожарной охраны. Но с этого года ситуация уже начинает выправляться. Ранее сокращенные на объектах пожарные команды восстанавливаются. Надеюсь, что до конца года ситуация заметно изменится в лучшую сторону.

Материал подготовлен при содействии Управления информации МЧС России

Эта статья полезна?

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)