14 июня 2010, 09:04
175
8 минут

Противопожарное страхование

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г.

Страхование исторически возникло как реакция на всевозможные бедствия и его непосредственное назначение состояло в удовлетворении потребностей человека от случайных опасностей.

Неблагоприятные природные и другие явления и связанные с ними материальные потери первоначально воспринимались людьми как явления случайные. Однако их регулярность и цикличность привели к пониманию, что они имеют закономерный характер, а ущерб, наносимый ими, может быть уменьшен или нейтрализован с помощью простейших мер страховой защиты.

Если посмотреть на историю страхования, то на Руси оно существует давно. В 1786 г. манифестом Екатерины II при Государственном заемном банке была образована Страховая экспедиция - первое страховое учреждение в России. Поскольку "красный петух" был частым гостем городских и сельских поселений, имевших в основном деревянную застройку, то огневое или противопожарное страхование было одним из самых востребованных. Случаи, когда отдельные города и села выгорали дотла, были не единичными.

Именно поэтому первоначальный период возникновения страхового дела в России характерен именно развитием страхования от пожаров, оно, по сути, явилось родоначальником других видов страхования.

С тех пор позиции страхования получили широкое распространение. Особенно бурное развитие оно получило в последнее время. И чем больше мы стремимся быть похожими на развитые экономические страны, тем больше различных видов страхования входит в нашу жизнь.

Строительство огнестойких зданий, появление штатной пожарной охраны, а в советское время органов государственного пожарного надзора привело к тому, что огневое страхование как экономический механизм защиты отошло на задний план и уступило свою пальму первенства административным методам обеспечения пожарной безопасности.

В настоящее время ситуация меняется. Переход на рыночные условия хозяйствования будет способствовать развитию огневого страхования, но для этого нужна большая и кропотливая работа широко го круга федеральных органов исполнительной власти, страхового сообщества, хозяйствующих и других заинтересованных структур.

В России достаточно давно обсуждается вопрос о том, как защитить жизнь и здоровье граждан, а также имущество физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от негативных последствий пожара.

МЧС РФ разработало законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара".

Проект закона призван урегулировать отношения, складывающиеся при заключении договоров противопожарного страхования. Авторы документа уверены, что развитие противопожарного страхования позволит повысить ответственность собственника объекта за соблюдение требований пожарной безопасности.

В Российской Федерации очень многое сделано в вопросах обеспечения пожарной безопасности. Об этом свидетельствует статистика. На протяжении последних 6 лет количество пожаров из года в год снижается в среднем на 5%. Такой же процент снижения количество погибших. Если говорить в абсолютных цифрах, то за 6 лет спасено более 6000 человеческих жизней.

Но ситуация с пожарами, остается достаточно серьезной. Количество пожаров в прошлом году составило 200 000 случаев, количество погибших при них - почти 14 000 человек. Это очень серьезные цифры. Для сравнения: в США при численности населения в 300 миллионов человек количество погибших при пожарах за прошлый год составило 3800 человек.

Вот основные меры, которые предпринимались МЧС России. Принят и почти год действует Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Постоянно совершенствуются методы организации пожаротушения. Но у всех административных мер есть некий предел, и поэтому необходимо изыскивать новые пути для того, чтобы усиливать меры по обеспечению пожарной безопасности.

Прежде всего - экономические рычаги влияния на собственников объектов. И здесь важнейший шаг – введение механизма обязательного противопожарного страхования. МЧС России подготовило соответствующий законопроект. Эта инициатива нашла поддержку Президента Российской Федерации. На сегодняшний день законопроект проходит рассмотрение в федеральных органах исполнительной власти. Параллельно проходит его общественное обсуждение с участием бизнес-сообщества.

В феврале состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная этому вопросу. В ней приняли участие представители Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, бизнеса, страхового сообщества. На конференции еще раз обсудили положения законопроекта, внесли в него очередные коррективы, учли негативный опыт, который имеется в России в области обязательного страхования. Имеется в виду ОСАГО. Это необходимо для того, чтобы избежать ошибок, чтобы закон эффективно работал и к нему не было претензий. В начале марта в МЧС России прошло всероссийское селекторное совещание по данному вопросу. В нем также приняли участие представители заинтересованных ведомств и бизнес-сообщества.

Какие цели преследовало МЧС России, разрабатывая данный законопроект? Прежде всего, повышение пожарной безопасности в России. Изучая зарубежный опыт, мы видим, что страны идут по пути не только административного прессинга, не только со стороны надзора, но и задействуют экономические рычаги. Первая цель закона о противопожарном страховании - повышение противопожарной устойчивости объектов.

Вторая очень важная цель - компенсация за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу наших граждан в результате пожара. Каждый пострадавший при пожаре человек должен гарантированно получить компенсацию за принесенный ему вред.

Одна из целей законопроекта – это возмещение ущерба гражданам, пострадавшим в результате пожара. Например, произошел пожар в квартире, в результате которого была залита квартира, расположенная этажом ниже. Кто должен возместить ущерб? Страховая компания. Другое дело, что эти страховые суммы, возможно, и не возместят весь ущерб, тогда вступает в дело гражданское производство, в рамках которого и возмещается остальной ущерб.

Следующий момент очень важный. Если в результате пожара погибли люди, помимо возмещения ущерба человек, который был виновником пожара, будет привлечен к уголовной ответственности.

Страховые организации, которые будут использовать для этой цели собственные ресурсы или привлекать независимых аудиторов. Государственный пожарный надзор сосредоточит свои усилия исключительно на объектах с массовым пребыванием людей, социально значимые объектах, критически важные объектах для экономики страны.

Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл 64-30-56

Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)