27 марта 2011, 08:37
4
8 минут

В ближайшее время выйдет в свет федеральный закон «О добровольной пожарной охране»

России необходим федеральный закон о добровольной пожарной охране. Ее численность должна увеличиться в десять раз, - с трибуны Госдумы заявил министр по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации С. Шойгу. По словам Сергея Кужугетовича, более 20 тысяч населенных пунктов по всей России остаются за радиусом действия пожарных, и в случае возникновения возгорания или другой чрезвычайной ситуации они оказываются незащищенными.

Федеральный закон, который в настоящее время находится на обсуждении в Госдуме, определяет общие организационно-правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности общественных объединений пожарной охраны на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями пожарной охраны, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также устанавливает права, обязанности и ответственность добровольных пожарных, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты добровольных пожарных, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в профилактике и тушении пожаров, проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, и членов их семей.

В рамках настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

добровольная пожарная охрана (ДПО) – совокупность социально ориентированных общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров;

добровольный пожарный - гражданин, являющийся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и осуществляющий безвозмездную или на льготных условиях деятельность по профилактике и (или) тушению пожаров в оперативных подразделениях пожарной охраны;

структурные подразделения добровольной пожарной охраны – обособленные подразделения общественных объединений пожарной охраны;

оперативные подразделения пожарной охраны - подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в профилактике и (или) тушении пожаров;

добровольная пожарная команда (ДПК) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины;

добровольная пожарная дружина (ДПД) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин;

добровольная дружина юных пожарных (ДЮП) - детское подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин; созданное в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на организацию профилактики и тушения пожаров;

члены ДПД, ДПК - добровольные пожарные, осуществляющие деятельность по профилактике и (или) тушению пожаров в составе добровольной пожарной дружины (команды);

статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Концепция проекта федерального закона "О добровольной пожарной охране"

Основная идея, цель и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта.

Основной идеей правового регулирования является повышение эффективности правового регулирования правоотношений в области организации деятельности добровольной пожарной охраны на основе устранения выявленных в процессе обобщения правоприменительной практики законодательных пробелов.

Основной целью правового регулирования является создание правового поля организации деятельности добровольной пожарной охраны и определение правового статуса добровольных пожарных.

Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в области организации и деятельности добровольной пожарной охраны.

Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, включает в себя органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, их должностные лица и граждане.

2. Место будущего закона в системе действующего законодательства

Законопроект является специализированным законодательным актом, несет в себе элементы гражданского, трудового, налогового законодательства и основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском Кодексе Российской Федерации, Трудовом Кодексе Российской Федерации и иных Федеральных законах.

В соответствии с Классификатором правовых актов, одобренном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, проект федерального закона "О добровольной пожарной охране" относится к классу правовых актов 160.040.050 (Безопасность общества (Пожарная безопасность).

Введение в действие законопроекта не связано с признанием утратившими силу, приостановлением или принятием актов федерального законодательства.

Для реализации положений законопроекта потребуется принятие законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регламентирующих статус, гарантии правовой и социальной защиты добровольных пожарных, их страховые гарантии, предоставляемые им компенсации и льготы, формы материального стимулирования.

3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений

В соответствии с положениями федерального закона "О пожарной безопасности" добровольная пожарная охрана является одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности страны.

Привлечение граждан к деятельности в области обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и организаций оказывает существенное влияние на оперативную обстановку с пожарами в стране и деятельность Государственной противопожарной службы. Во-первых, расширяется круг лиц, участвующих в данном процессе, что позволяет органам управления ГПС оптимизировать свои ресурсы. Во-вторых, подразделения и органы управления ГПС получают дополнительный источник информации о противопожарном состоянии населенных пунктов и объектов национальной экономики.

В настоящее время в Российской Федерации более 103 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн. человек, находятся за пределами нормативного радиуса выезда подразделений пожарной охраны. Остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности.

В основу разработанного проекта федерального закона "О добровольной пожарной охране" были положены исторически обусловленные принципы создания и организации деятельности добровольной пожарной охраны в России.

Разработке законопроекта предшествовал анализ российской и зарубежной правоприменительной практики.

Эта статья полезна?

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)