2 октября 2012, 08:29
4
9 минут

От Звенигорода до "Зубренка"

Для ребят из республиканской команды «Школы безопасности» этот год получился богатым на события. Победив на прошлых всероссийских соревнованиях, школьники из Марий Эл отправились состязаться со своими сверстниками уже на международном уровне. А капитан команды Данила Романюк, кроме всего прочего, успел еще и покорить Северный полюс в составе молодежной полярной экспедиции.

- В августе команда с блеском победила в соревнованиях 1-й международной «Школы безопасности» в подмосковном Звенигороде, в сентябре участвовала в еще одном интересном мероприятии - слете юных спасателей-пожарных в белорусском «Зубренке». В чем секрет успехов ребят из Марий Эл?

Александр Алафузов, руководитель команды, заведующий отделом туризма детско-юношеского центра «Роза ветров»:
- Уникальность нашей команды в том, что это именно сборная, сформированная из лучших ребят со всей республики. Для многих из них попасть в команду – единственная возможность побывать за пределами Марий Эл, посмотреть мир. Поэтому ребята и делают всё возможное. Кроме того, почти все члены команды являются кандидатами в мастера спорта по спортивному туризму, что им очень помогает. Они настоящие спортсмены, настоящие борцы.

- А в других командах тоже спортсмены-туристы?

Данила Романюк, капитан команды:
- Если говорить о международных соревнованиях, то в составе только одной команды были ребята, занимающиеся спортивным туризмом, - в сборной Украины. Да и то они больше туристы-походники. В России же спортивным туризмом занимаются процентов девяносто участников «Школы безопасности».

- Расскажите, чем слет в Белоруссии отличался от соревнований в Звенигороде?

Данила Романюк:
- В Звенигороде были тяжелые в физическом плане соревнования. Там был спорт. А в Белоруссии как таковых спортивных видов был только один – пожарная эстафета.

Александр Алафузов:
- Когда мы ехали в Белоруссию, думали, что там всё будет по-спортивному серьезно, но попали на настоящий интернациональный праздник. Очень понравились отношения между странами. Когда мы в первый раз оказались в одном автобусе с командой США, у нас только один Саша мог с ними общаться. К концу мероприятий уже все наши ребята начали говорить по-английски. И даже американцы пытались объясняться на русском языке.

Александр Седых, участник команды:
- Ко мне даже белорусы обращались с просьбой переводить им.

Данила Романюк:
- Тяжелее всего было со сборной Кореи. Там были мальчишки 11-12 лет, практически дети. Им сложно общаться на иностранном языке. На сводных полевых учениях нас разбивали на команды, состоявшие из представителей разных стран. И единственный кореец, который участвовал в этом состязании, попал ко мне в команду. Он не только по-русски ничего не понимал, но и по-английски. Приходилось обходиться языком жестов.

Александр Седых (смеется):
- В общем, команда Данилы заняла первое место.

- А что представляли собой сводные полевые учения?

Данила Романюк:
- Они состояли из нескольких этапов. У моей команды первый из них назывался «Крушение вертолета». Мы искали «черный ящик», двух условных пострадавших, выносили их на носилках. Дальше бежали на этап «Болото». Там тоже оказывали помощь пострадавшим, извлекали их из-под завалов. Третий этап – бросание конца Александрова и спасательного круга. Дальше – пожаротушение: надевали боёвки, прокладывали рукавную линию и сбивали два мяча водой. После этого бежали на этап «Дымовая камера».

Александр Седых:
- Я как раз принимал участие в этом этапе. Нужно было в дыхательных аппаратах войти в заполненную дымом палатку и практически в полной темноте найти двух пострадавших.

Данила Романюк:
- Затем этап на воде. На лодке оплывали буйки, оказывали помощь утопающим. Искали баллоны, в которых по легенде находились химически опасные вещества. Их нужно было достать багром.

- А еще какие были испытания?

Данила Романюк:
- Еще была пожарная эстафета. Первый участник в определенном порядке завязывал пожарные узлы. Второй – преодолевал полосу препятствий, третий – на скорость облачался в боёвку, четвертый - пробегал по туннелю. У водяной помпы вместе с еще тремя членами команды ему нужно было водой из пожарных стволов попасть в мишень. В эстафете мы показали лучшее время, выиграв шесть секунд у второго места.

Александр Алафузов:
- Это очень много для такой короткой дистанции.

- А помимо спортивных состязаний, что еще было в программе слета Белоруссии?

Александр Алафузов:
- Был, например, конкурс «Визитная карточка». И нашу визитку оценили как самую лучшую за все годы проведения слета.

Данила Романюк:
- В концовке мы исполняли песню, посвященную дружбе народов. Почти весь зал аплодировал стоя, а некоторые зрители даже пытались подпевать. Было очень приятно.

- Наверняка была и культурная программа?

Александр Седых:
- В первый вечер был Костер дружбы. Нужно было каким-то образом продемонстрировать частичку своей культуры. Мы исполняли марийский танец. Многие пели. Ребята из Казахстана показывали свою национальную игру. Белорусы угощали очень вкусной печеной картошкой.

Данила Романюк:
- Еще запомнилась прогулка на катере. Лагерь «Зубренок» находится на озере Нарочь, самом большом в Белоруссии. Вот по нему мы и катались.

Александр Седых:
- Была возможность заниматься спортом. Много времени было на общение. Мы, например, играли в баскетбол. Сначала одни. Потом подтянулись сербы, американцы, ребята из Азербайджана, украинцы…

Данила Романюк:

- Так же было и когда мы в первый вечер вышли в холл с гитарой. Саша там у нас просто зажигал.

- Вернемся на месяц назад, в Звенигород. Чем были памятны те соревнования?

Данила Романюк:
- Мы привыкли бегать этапы «Школы безопасности», но тут были совсем другие старты. Например, «Маршрут выживания» на региональном уровне длится два дня, на российском – три. А в Звенигороде его протяженность была всего 6 км. У нас подобные испытания называют поисково-спасательными работами. Дистанция короче, но при этом не легче. Например, нам пришлось плыть на резиновой лодке в дождь, против ветра. Когда вроде гребешь, а практически стоишь на месте.

Александр Алафузов:
- Нас, представителей команд, везли на моторной лодке. Даже она с трудом двигалась. На ребят, которые плыли с веслами, вообще было жалко смотреть.

- Но ведь в некоторых командах, насколько я знаю, были практически одни девочки. Они-то как справлялись с такими испытаниями?

Данила Романюк:
- Самый яркий пример - команда Польши. Там из семи человек только один мальчик. Но вот как-то плыли. И плыли хорошо. Из одиннадцати команд заняли шестое место. Даже обогнали команду Азербайджана, которая состояла из крепких парней. А вообще, как я уже сказал, многие этапы были не такими, как обычно. На одном из них мне необходимо было затушить противень, а огнетушитель достался не такой, как обычно использовали. Вроде я уже загнал в угол весь огонь. Однако один язычок выскочил – и снова всё вспыхнуло. Еще один тяжелый этап – переправа на одноместном плоту. Когда сел на него, плот тут же опустился в воду, начал раскачиваться, его сносило течением в сторону. Нелегко далось и испытание, в рамках которого нужно было развести костер, чтобы пережечь нитку. Она у нас уже и обуглилась, но момент «вот сейчас лопнет» длился минуты полторы.

- На фотографиях запечатлен финиш с российским флагом. Это на «Маршруте выживания»?

Данила Романюк:
- Это в кроссе, когда у нас Никита Екимов финишировал с большим отрывом и мы ему дали флаг.

Александр Алафузов:
- Такая же гордость за команду была во время пожарной эстафеты, тоже в Звенигороде. Стадион, где всё происходило, был заполнен до предела. Когда выходила наша команда, зрители вставали и скандировали: «Россия, Россия!». Просто невероятная энергетика! Никогда еще не испытывали такой поддержки.

Данила Романюк:

- В первом забеге мы показали лучшее время. Отличное просто. Но во второй попытке нас обогнали. Нам ничего другого не оставалось, как только улучшить время еще раз.

- А в реальной жизни навыки «Школы безопасности» пригождаются?

Данила Романюк:
- К счастью, пока применять не приходилось. Зато на уроки ОБЖ можно не ходить (смеется).


Сейчас ребята усиленно наверстывают пропущенный учебный материал: победы победами, а школьные уроки еще никто не отменял. Тем более что многие из членов команды - старшеклассники, которым уже в недалеком будущем оканчивать школу и выбирать себе дальнейшую дорогу. И будет неудивительно, если кто-то из юных спасателей свяжет свою жизнь с МЧС.

Юлия Белоусова, группа информации и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл.

Фото – МЧС Республики Беларусь, ГУ МЧС России по Московской области и из личного архива команды.

Эта статья полезна?

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)