21 октября 2012, 08:48
7
5 минут

Правовые основы мер административного воздействия за нарушения требований пожарной безопасности

За 9 месяцев текущего года государственными инспекторами по пожарному надзору республики Марий Эл, в рамках предоставленных действующим законодательством административных прав, возбуждено 2214 административных дел, что на 47,8 % ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

К административной ответственности привлечено 2103 физических лица (в 2011 году – 3782) и 111 юридических лиц (в 2011 году – 463). По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях сотрудниками ОНД вынесено 1131 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа (на общую сумму 6 млн. 589 тыс. 700 рублей), что так же на 60% ниже показателей прошлого года.

Снижение показателей связано с тем, что 17 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2012 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности». В соответствии с данным законом произошло увеличение штрафных санкций за нарушение требований пожарной безопасности и за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Возросшие штрафы привели к стимулированию хозяйствующих субъектов к выполнению всех требований пожарной безопасности.

Возросшие штрафы вызвали волну негодования в отношении действий должностных лиц, привлекающих к административной ответственности без первоначального предупреждения правонарушителей.

В связи с этим хотелось бы остановиться на правовых основах принимаемых мер административного воздействия за нарушения требований пожарной безопасности должностными лицами государственного пожарного надзора.

Основным документом, регламентирующим указанную деятельность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ обязывает должностных лиц надзорных органов возбуждать дела об административных правонарушениях при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно подпункта 2 пункта 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375, в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Аналогичные положения содержит и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, государственный инспектор по пожарному надзору при выявлении нарушений требований пожарной безопасности обязан привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Государственный инспектор по пожарному надзору вправе назначить только то административное наказание, которое предусмотрено санкцией статьи.

В силу изменений, внесенных в КоАП РФ по подведомственным инспекторам ГПН статьям, в основном могут быть назначены наказания в виде штрафа. Исключением являются правонарушения, квалифицирующиеся по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, если они были совершены впервые и не повлекли за собой причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, не угрожают безопасности государства, не влекут за собой угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не имеют имущественного ущерба.

Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл.

Эта статья полезна?

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)