2 декабря 2013, 00:00
66
11 минут

«Задача - вывести человека из острого стрессового состояния»

«В момент трагедии задача психолога МЧС - вывести человека из острого стрессового состояния...»

Cегодня мы часто слышим в сводках новостей фразу «с пострадавшими работают психологи МЧС» или «родственников погибших сопровождают психологи». В чем же именно заключается такая работа и сопровождение? Об этом мы побеседовали со старшим инспектором-психологом психологической службы Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл Исаевой Татьяной Николаевной.

-Татьяна Николаевна, в чем заключается работа психолога в чрезвычайной ситуации?


- Человек, попавший в чрезвычайную ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в поддержке. Работа психологов МЧС в такие минуты состоит в оказании экстренной краткосрочной помощи одному человеку или группе людей после сильного негативного стресса. Наша задача вывести человека из острого стрессового состояния.

- Какие методы вы применяете для того, чтобы вывести человека из острого состояния?

- У нас есть свои психологические методы, которым нас обучают специально. Наша реакция различается в зависимости от состояния. Когда человек плачет, поддерживаем его словесно, ведь здесь очень важен физический контакт. Если человек находится в истеричном состоянии, необходимо дать состояться этой реакции, затем человеку необходим отдых, так как после истерики наступает упадок сил. Или отвлекаем его на какие-то простые физические действия. Каждый случай индивидуален, и для нас очень важно правильно диагностировать состояние. Главное при этом –  дать поддержку, ощущение того, что человек не остался с бедой один на один.

- А может ли быть так, что вы приехали слишком поздно, и человек уже настолько сильно пострадал от психологической травмы, что ему уже невозможно помочь?

- Нет, в нашей работе понятия «поздно» не существует, психологическая помощь может оказываться нужной в любое время.

- Если сравнивать психологов-мужчин и психологов-женщин. Как вы считаете, кто эффективнее в ситуации оказания экстренной психологической помощи?

- Различий нет, и психолог-мужчина, и психолог-женщина могут прекрасно справиться с задачей. Все зависит от их профессионального уровня и личных качеств. Тем не менее, так уж сложилось, что в нашей службе женщин гораздо больше.

- Как психолог МЧС сохраняет собственное психологическое равновесие?

- Каждый психолог подвергается стрессу. Кто-то более устойчив, кто-то менее. В багаже каждого специалиста, работающего в нашей сфере, есть конструктивные способы защитного поведения. После окончания чрезвычайной ситуации всегда проводится анализ работы, дается возможность осмыслить, пережить эмоциональные впечатления от работы. В этом случае важна поддержка близких, коллег, руководящего состава. И конечно, помогает осознание того, такая работа очень нужна людям, попавшим в беду. Это придает нам силы и настраивает на работу.

- А какие специальные техники можно применить к самому себе, чтобы уменьшить стресс?

- Нас, безусловно, обучают техникам саморегуляции, аутогенной тренировки, методам релаксации. Но в целом, каждый человек находит для себя свои, подходящие ему способы восстановления. Кто-то занимается спортом, плавает, кто-то применяет дыхательные упражнения, кто-то в случае необходимости пользуется услугами психотерапевтов для проведения супервизии, а кто-то идет в храм. Очень важно заботиться о сохранении своего профессионального здоровья, и мы стараемся постоянно отслеживать собственное состояние.

- В трагической ситуации у человека может развиться так называемый «посттравматический синдром», когда человек вскоре заболевает, теряет интерес к жизни и даже может умереть, не перенеся трагедии. Вы как- то работаете с людьми по прошествии времени или оказываете только первую экстренную помощь?

- Задача нашей психологической службы – это оказывать экстренную помощь населению. Но мы всегда оставляем координаты и говорим телефоны служб, куда люди могут обратиться впоследствии. У нас был случай, например, когда после пожаров в 2010 году мама привела дочку десяти лет. Девочка была эвакуирована из детского лагеря, и их вывозили из района с большим задымлением. Дети натерпелись страху, и у девочки через некоторое время начались ночные кошмары. Она не могла самостоятельно справиться с этой ситуацией, и мы с ней работали. Также мы сотрудничаем с республиканским центром психолого-педагогической помощи населению «Доверие», у нас с ними заключено соглашение, они могут оказывать пролонгированную психологическую помощь на безвозмездной основе. Однако такие обращения достаточно редки, люди в основном сами справляются. Но возможность прийти к нам у них есть всегда.

- Бывают ли случаи отказа от вашей помощи?

- Да, такое бывает, и мы уважаем состояние пострадавшего. Мы в таких случаях просто остаемся рядом. Выдерживаем паузу, но находимся поблизости. Спустя какое-то время снова предлагаем помощь. Бывает, что человек в первое время отказывается от разговора, может даже проявить агрессию, у него может быть нервное возбуждение. Это нормальная реакция на ненормальное событие. Состояние может варьироваться от плача и истерики до нервной дрожи, двигательного возбуждения и агрессии. Мы работаем со всеми такими состояниями.

- Что может сделать любой оказавшийся рядом человек, не обладая специальными навыками, чтобы помочь ближнему?

- Прежде всего, не терять самообладания. Важно дать понять человеку, что он не один, что вы рядом с ним, взять за руку, поддержать. И даже если человек будет в агрессивном состоянии, ваше поведение должно быть благожелательным. Важно правило – если нужна медицинская помощь, то обеспечить сначала оказание медицинской, и лишь потом уже – психологической помощи. Самое главное – не оставлять человека одного.

- Говорит ли психолог с человеком о философских категориях - смерти, о смысле жизни  -  или, наоборот, старается перевести разговор в плоскость повседневных дел, предстоящих планов, необходимости обеспечивать собственный быт?

- Оказание экстренной психологической помощи имеет свою специфику. Однако все очень индивидуально. Психолог должен быть готов поддержать любую тему, работать с разными состояниями пострадавшего, исходя из его картины мира. Подстраиваясь, налаживая контакт, работаем с актуальным для человека состоянием. То есть акцент идет на то, что в данный момент волнует человека. По большей части, мы лишь сопровождаем, поддерживаем, говорим, что делать дальше. В первые минуты после трагедии человек не бывает готов к сложным разговорам. Однако бывают и исключения.

- Что занимает большую часть вашего времени: работа на экстренных вызовах или работа с персоналом МЧС по мониторингу и коррекции их состояния?

- Основной нашей обязанностью является психологическое сопровождение сотрудников служб МЧС, министерства. Это мониторинг, диагностика, психопрофилактика, обучение специалистов МЧС различным приемам саморегуляции. Мы проводим практические занятия, читаем лекции. Но если случается чрезвычайная ситуация, то все эти работы откладываются, и мы концентрируемся только на работе с пострадавшими. Если произошло крупное ДТП, мы выезжаем на место, сопровождаем родственников погибших, пострадавших, присутствуем на процедуре опознания в морге. В Москве в Центре экстренной психологической помощи МЧС России существует специальный отдел экстренного реагирования, где сотрудники работают только с чрезвычайными ситуациями. У нас же все это объединено.

- Сколько вам дают времени, чтобы собраться и выехать на место происшествия?

- Дежурный психолог во время дежурства неотлучно находится в городе, в случае чрезвычайной ситуации обязан собраться в течение 30 минут с момента происшествия, и выехать на место, если это произошло в рабочее время, и в течение полутора часов, если речь идет о ночном времени или выходном дне. Психолог выезжает с оперативной группой реагирования на место происшествия.

- Какую аппаратуру вы используете в своей работе. Если какие-то специальные приборы или физиотерапевтические аппараты?

- Да, мы используем диагностический аппарат «Психофизиолог», чтобы определить в каком состоянии находится сейчас сотрудник. Очень часто в нашей работе мы сталкиваемся с синдромом профессионального «выгорания». И важно вовремя его заметить и поработать с этим. Также мы пользуемся этим аппаратом для определения профессиональной пригодности человека для работы в МЧС. Для реабилитации после стресса мы используем массажное кресло, пользуемся ароматерапией.

- Как к вам можно попасть на работу? Большой ли конкурс?

- Мы отдаем предпочтение психологам, имеющим кроме высшего психологического образования, среднее медицинское образование, желателен опыт работы. Также важны такие личностные качества как способность к сопереживанию, устойчивость к стрессу. Конкурс не такой уж и большой, хотя люди к нам идут работать с желанием. Это интересная работа. К сожалению, надо констатировать, что заработная плата гражданских специалистов нашей структуры мала, и именно этот фактор уменьшает привлекательность данного вида деятельности.

- В структуре МЧС есть волонтерское движение. У кого есть возможность стать волонтером психологической службы?

- У нас в республике мы только начинаем работу в этом направлении. Так, в планах организовать обучение студентов политехнического института. Там есть спасательный отряд студентов, и мы планируем провести обучение на базе этого отряда. Также у нас есть интересный опыт сотрудничества с местной православной Епархией. В 2011 году мы готовили группу сестер милосердия, обучали приемам психологической помощи населению при крупных пожарах. Это была их инициатива, и мы передавали им свой опыт. В конце учебы они получили документы о том, что имеют право помогать нам в случае чрезвычайной ситуации.

- В целом, можно ли сказать, что люди уже привыкли к тому, что на месте происшествий работают психологи?

- Да, со временем мы отмечаем более адекватную реакцию у многих. Часто пострадавшие нас благодарят за помощь, и это очень важно. Я считаю, что наша служба очень нужна, полезна не только пострадавшим, но и специалистам, ведущим аварийно-спасательные работы.

- Татьяна Николаевна, благодарим Вас за уделенное время и интересные ответы!

Беседовала Гульнара Мухамедова (ИА «Тема Казань)

Эта статья полезна?
0% посетителей считают статью полезной

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)