Близится к завершению 2013 год. Он прошел под знаком повышения эффективности работы муниципальных образований в области обеспечения безопасности населения. О том, какие мероприятия были проведены за минувшие 12 месяцев, рассказывает начальник Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл генерал-майор Александр Владимирович Малкин.
- Обеспечение защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, пожаров и других происшествий – задача, которую можно решить только совместно. Для объединения усилий органов власти различных уровней в 1992 году в нашей стране была создана РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Какую роль в этой системе играют органы местного самоуправления? Что входит в их компетенцию?
- В республике в соответствии с действующим законодательством функционирует территориальная подсистема РСЧС. Ее координационным органом является республиканская Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которую возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл Н.И.Куклин.
Комиссия работает в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, органами местного самоуправления и общественными организациями.
Роль ГУ МЧС России по Республике Марий Эл как федерального органа исполнительной власти заключается в осуществлении контроля и надзора за выполнением законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, методическом руководстве деятельностью территориальной подсистемы РСЧС, а также в организации работы по тушению пожаров в населенных пунктах.
Что касается полномочий органов местного самоуправления – муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, – то они определяются такими федеральными законами, как ФЗ №131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», №28 от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне», № 68 от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», № 69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» и т.д.
Если говорить, например, о пожарной безопасности, то, согласно нормам законодательства, к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, поддержание в надлежащем состоянии водоисточников, оснащение территорий первичными средствами тушения пожаров. В области гражданской защиты органы местного самоуправления отвечают за обучение населения, организацию при необходимости эвакуации граждан, поддерживают в состоянии постоянной готовности местные системы оповещения, создают запасы средств индивидуальной защиты и т.д. Как мы видим, перечень требований достаточно обширен.
Стоит отметить, что проводимая в муниципальных образованиях работа находится под личным контролем главы республиканской КЧС. В Правительстве республики еженедельно проводятся совещания с участием глав районов. Благодаря слаженной работе органов власти в «мирное время», уже проверенному алгоритму совместных действий, в случае возникновения реальной чрезвычайной ситуации все звенья территориальной подсистемы РСЧС функционируют без сбоев, как единый механизм.
- Какие мероприятия в республике были проведены в рамках года повышения эффективности работы муниципальных образований?
- Согласно разработанному плану, был проведен комплекс инструкторско-методических, показных и практических мероприятий.
Так, например, в первом квартале 2013 года были организованы занятия с главами администраций органов местного самоуправления. Мероприятие проводилось кустовым способом.
Были выбраны три населенных пункта – в Килемарском, Куженерском и Моркинском районах, – где собрались представители близлежащих районов. Каждая из таких встреч состояла из двух частей – теоретической и практической.
В рамках теоретической части обсуждались полномочия органов местного самоуправления в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Отдельное внимание было уделено нормативно-правовому обеспечению этой деятельности. Занятия проводили сотрудники Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл и Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.
В ходе практической части собравшимся показали работу подразделений добровольной пожарной охраны, их техническое оснащение. Рассказали о механизме создания пожарных дружин, их обучении, материальном и моральном стимулировании.
Затем было проведено занятие по отработке действий администрации сельского поселения при задействовании местной системы оповещения. Причем обсуждалось использование не только привычных сирен и громкоговорителей, но и «подручных» средств оповещения - так называемых устройств громкого боя.
В завершении занятий участники посетили противорадиационное убежище и изучили порядок укрытия населения в защитных сооружениях.
29 октября в Общественно-политическом центре Республики Марий Эл прошел учебно-методический сбор с главами муниципальных образований и главами администраций муниципальных образований Республики Марий Эл. Там также говорили о требованиях законодательства, перспективах развития пожарного добровольчества, деятельности единых дежурно-диспетчерских служб, проверках в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Еще одно интересное мероприятие было проведено в этом году с целью повышения эффективности информирования населения о прогнозируемых и возникших ЧС и пропаганды культуры безопасности. Мы собрали здесь, в Йошкар-Оле, редакторов районных СМИ и заведующих секторами ГО и ЧС администраций муниципальных образований. Вопросы взаимодействия с ними обсудили представители пресс-служб Главного управления и Департамента экологической безопасности. Как организаторы мероприятия, мы не стали ограничиваться «голой теорией», поэтому гостям было на практике показано, как организована работа спасательных служб республики. Прошли экскурсии в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Марий Эл, Информационный центр Республики Марий Эл, в специализированную пожарную часть № 13, в Марийскую службу аварийно-спасательных и экологических работ, в музейно-выставочный комплекс «Безопасность для всех и для каждого» на базе Учебно-методического центра экологической безопасности и защиты населения.
- Уходящий год стал напряженным для Марий Эл в плане обстановки с пожарами. И республиканские власти, и Главное управление прилагали все усилия, чтобы переломить ситуацию. Не оставались в стороне и органы местного самоуправления. Какая работа была проделана в городах и районах республики?
- За 11 месяцев 2013 года на территории республики было зарегистрировано 769 пожаров, это немногим меньше, чем за аналогичный период прошлого года. К сожалению, выросли показатели по гибели и травмам. Так, с января по ноябрь погибли 64 человека, получили травмы 53. В декабре на территории Марий Эл произошла еще одна трагедия – во время пожара в квартире задохнулись две девочки в пос.Красногорский Звениговского района.
Если анализировать причины возгораний, то на первом месте – неосторожное обращение с огнем, далее идут пожары, возникшие из-за печей и электрических приборов. Если взять только пожары с гибелью, то их основная причина – это неосторожность при курении граждан, находившихся в нетрезвом состоянии. Данная категория людей – те, кто ведут асоциальный образ жизни, - сложнее всего поддается профилактике.
Обстановка с пожарами в течение года регулярно рассматривалась на совещаниях различного уровня. Вопросы, касающиеся противопожарной безопасности, неоднократно поднимались на заседаниях республиканской КЧС. В профилактике участвовали и органы местного самоуправления. Главам администраций муниципальных образований, к примеру, было рекомендовано уточнить списки неблагополучных семей и социально незащищенных граждан, усилить профилактическую работу с указанной категорией лиц, совместно с органами внутренних дел и органами социальной защиты организовать уличное или подворовое дежурство граждан, определить порядок использования первичных средств пожаротушения.
С учетом складывающейся обстановки с пожарами на территории республики в первом полугодии 2013 года трижды вводился особый противопожарный режим.
- Неоценимую помощь в предупреждении пожаров и борьбе с возникшими возгораниями оказывают добровольцы. Особенно это актуально в сельской местности. Как развивается добровольная пожарная охрана в Марий Эл?
- В Марий Эл на сегодняшний день зарегистрировано более 900 подразделений добровольной пожарной охраны (дружин и команд) общей численностью более 4300 человек. Добровольные пожарные формирования созданы во всех муниципальных районах. Организовано совместное дежурство добровольцев в 16 подразделениях ФПС и 50 подразделениях РГКУ «Управление государственной противопожарной службы РМЭ» с общей численностью добровольцев – 277 человек.
Всего с начала года пожарные добровольцы Марий Эл принимали участие в тушении более 140 пожаров, 12 раз прибыли первыми, 7 пожаров потушили самостоятельно.
Свое мастерство и умение тушить пожары добровольцы ежегодно демонстрируют на республиканских соревнованиях добровольных пожарных формирований. В этом году среди ДПК в очередной раз лучшими стали представители завода полупроводниковых приборов (г.Йошкар-Ола). На втором месте – команда Кужмаринского сельского поселения (Советский район), на третьем – добровольцы завода «Копир» (Горномарийский район). В соревнованиях ДПД не было равных представителям Медведевского района. Второе место заняли добровольцы дер. Михайловка Михайловского сельского поселения (Советский район), на третьем – дружина дер. Большое Кибеево Большекибеевского сельского поселения (Килемарский район).
6 декабря, в рамках Международного дня добровольцев, а также в честь завершения Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества» в Главном управлении МЧС России по Республике Марий Эл прошел республиканский слет добровольных пожарных. На нем были отмечены добровольные пожарные формирования, принимавшие в течение года активное участие в тушении пожаров и возгораний, в проведении разъяснительной работы среди населения, в обеспечении соблюдения противопожарного режима в населенных пунктах. Не остались без внимания и главы тех сельских поселений, на территории которых существуют добровольные формирования.
- Какова роль органов местного самоуправления в решении проблемы безопасности людей на водных объектах? Какая работа проводилась в районах республики в этом направлении?
- В целях создания безопасных условий для отдыха людей администрациями органов местного самоуправления на реках, прудах и озерах республики было оборудовано в этом году 126 мест массового отдыха населения, в том числе 10 пляжей. Если сравнивать с 2012 годом, то число мест отдыха стало больше на 6, пляжей на один - появился новый пляж в п. Килемары. Таким образом, в этом году у нас были благоустроены практически все места летнего отдыха.
Наиболее качественно работа по приведению мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствие с требованиями Правил охраны жизни людей была организована в г. Йошкар-Оле, г. Козьмодемьянске, г. Волжске, Звениговском, Килемарском, Медведевском, Моркинском, Параньгинском и Советском районах. В данных муниципальных образованиях организовано дежурство спасателей на пляжах, активно велась профилактическая работа среди населения по предупреждению возникновения несчастных случаев на водных объектах.
Проведенная работа позволила повысить уровень безопасности людей на воде. Гибель, в сравнении с купальным сезоном 2012 года, сократилась на 16%, причем на пляжах и организованных местах купания случаи гибели людей не зарегистрированы. Сократилось число несчастных случаев в акватории города Йошкар-Олы, Звениговского, Мари-Турекского и Оршанского районов. На территории Волжского, Куженерского, Медведевского, Сернурского и Юринского районов фактов гибели людей на воде не отмечено.
- Важнейшим звеном в системе РСЧС являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Что можно сказать об их деятельности в 2013 году?
- На сегодняшний день в муниципальном звене территориальной подсистемы РСЧС Марий Эл функционирует 16 единых дежурно-диспетчерских служб. В функции ЕДДС входит прием сообщений об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, происшествиях и нарушениях нормальных условий жизнеобеспечения, анализ и оценка достоверности поступившей информации, представление вышестоящим органам управления доклада о сложившейся обстановке и возможных вариантах действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с совершенствованием системы информационного обмена между различными ведомствами, работе единых дежурно-диспетчерских служб в республике уделяется серьезное внимание. Практические действия ЕДДС отрабатываются во время тренировок и учений со службами РСЧС, это помогают дежурно-диспетчерскому персоналу быстро и грамотно работать в реальных условиях.
Ежегодно проводится конкурс «Лучшая единая дежурно-диспетчерская служба». В 2013 году лучшей в Марий Эл признана единая дежурно-диспетчерская служба городского округа «Город Волжск», на втором месте - ЕДДС Юринского муниципального района, замкнула тройку победителей ЕДДС Мари-Турекского муниципального района. Кстати, работа ЕДДС г.Волжска была отмечена и на уровне Приволжского федерального округа, где волжане заняли 2 место среди единых дежурно-диспетчерских служб городских округов.
- Также ежегодно в республике проводится смотр-конкурс «Лучший орган местного самоуправления муниципального образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения». Каковы его результаты в этом году?
- В ходе данного мероприятия муниципальные образования оценивались по нескольким критериям. В частности, проверялась готовность органов местного самоуправления к работе по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, наличие необходимых нормативно-правовых актов. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения в населенных пунктах пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в том числе содержанию в надлежащем состоянии источников противопожарного водоснабжения, возможности беспрепятственного проезда пожарной техники, организации обучения населения мерам пожарной безопасности, развитию добровольной пожарной охраны и т.д.
В этом году в республиканском этапе смотра-конкурса победил Моркинский муниципальный район. Он же представлял республику на уровне регионального центра, где занял 3 место. Его опередили только Гайский муниципальный район Оренбургской области (2 место) и Пермский муниципальный район Пермского края (1 место).
-Существует мнение, что органы местного самоуправления испытывают серьезное давление со стороны надзорных органов. Как обстоят дела в этом отношении в республике? Изменилось ли количество проверок в сравнении с прошлым годом? Чего ждать от следующего года?
- Руководством страны взят курс на оптимизацию системы контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. Определенная работа, направленная на снижение административного давления на органы местного самоуправления, выполнена и Главным управлением МЧС России по Республике Марий Эл. Так, за три квартала текущего года проведено 174 проверки органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в то время как за аналогичный период прошлого года - 244, из них 81 плановая (в 2012 - 87), 93 внеплановых (в 2012 - 157).
Специалисты УНД принимают участие в заседании Межведомственной комиссии при Главе Республики Марий Эл по анализу эффективности контрольно-надзорной деятельности, в открытых заседаниях Правления Совета муниципальных образований Республики Марий Эл, в семинарах и «круглых столах». Между Главным управлением МЧС России по Республике Марий Эл и Советом муниципальных образований подписано Соглашение о взаимодействии.
Мероприятия по надзору в отношении органов местного самоуправления проводятся в строгом соответствии с административными регламентами МЧС России, переработанными с учетом положений законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При проведении проверок и принятии мер административного воздействия в отношении органов местного самоуправления учитываются финансовые, организационные и технические условия, влияющие на устранение нарушений, а также объем проведенных работ и принятых мер, направленных на их устранение.
В 2014 году плановых проверок органов местного самоуправления не ожидается. И мы надеемся, что это не отразится на уровне защищенности территорий и населения от ЧС и пожаров.
- Спасибо за интервью.
Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.