11 марта 2014, 00:00
30
8 минут

«Делить с незнакомым человеком его горе…»

Психолог занимается изучением душевного состояния и законов становления человека, его поведения, использует эти знания для оказания помощи в разрешении разного рода проблем, адаптации человека к окружающему миру. А ещё психологи - это врачеватели душ, и «лечить» бывает надо, когда беды совсем не ждешь. В экстренной, чрезвычайной ситуации помощь специалиста может спасти человеку жизнь. В чем же именно заключается такая работа? Об этом мы побеседовали со старшим инспектором-психологом Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл Татьяной Исаевой.

- Татьяна Николаевна, расскажите о том, как Вы пришли в МЧС?

- Профессия психолог сама меня нашла. Мое первое образование - среднее медицинское. Каждому человеку в жизни когда-то приходится делать выбор, и я этот выбор сделала. Меня всегда интересовали вопросы познания внутреннего мира человека, смысла жизни, помощи другим, конечно же, познания себя, своего предназначения. Когда я вижу, что помогла человеку в трудной ситуации, чувствую удовлетворение от работы и желание помогать людям дальше. Силы же дает поддержка близких, коллег по работе и вера в то, что мы делаем нужное дело и наша помощь необходима.

- Расскажите немного об особенностях работы психолога МЧС?

- Работа психолога в системе МЧС осуществляется по разным направлениям: психологическое сопровождение нашего личного состава, реабилитационные мероприятия с сотрудниками, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожарах, профилактическая работа с населением республики. Одним из главных участков работы является оказание экстренной психологической помощи населению, попавшему в чрезвычайную ситуацию.

- Поговорим об отборе кандидатов на работу в МЧС. Какими качествами важно обладать желающим здесь служить и работать?

- От правильного подбора кандидатов зависит успешность работы всей организации, в том числе и системы МЧС. Основными качествами считаются высокий уровень стрессовой устойчивости, физическая выносливость, высокие моральные качества, интеллектуальное развитие, низкий уровень тревожности, умение работать в команде.

- Бывало, что вас пытались ввести в заблуждение при написании тестов?

- Да, такое в нашей практике случается, человек хочет преподнести себя в лучшем свете. Но есть специальные методы, которые позволяют нам дать объективную оценку.

- Какие задачи решают психологи МЧС в повседневной жизни?

- В основном мы работаем с личным составом подразделений. Проводим психологические обследования на предмет профессионального выгорания, читаем лекции по психологической тематике, осуществляем реабилитационные мероприятия.

- Какими должны быть первыми действия психолога в ЧС?

- ЧС в нашей республике - это дорожно-транспортные происшествия с погибшими и с большим числом раненых, крупные пожары с трагическим исходом, стихийные бедствия, происшествия на воде и даже поиск заблудившихся в лесу граждан.

Психологическая работа на ЧС отличается от повседневной. Она должна быть безотлагательной, краткосрочной и эффективной. Проводим оценку и сбор информации о чрезвычайной ситуации и количестве пострадавших, расчет и распределение психологов на участки работ и непосредственно оказание экстренной психологической помощи пострадавшим и их родственникам. Сопровождаем на процедуре опознания, помогаем принять родственникам погибших боль утраты. Это очень трудоемкая работа – делить с незнакомым человеком его горе. Психолог в этом случае выступает в роли «донора», дающего силы, вселяющего надежду.

Важная составляющая в работе психологов на чрезвычайной ситуации - это информационно-разъяснительная работа с населением. Попадая в травматическую ситуацию, человек подвергается состоянию страха, безысходности, паники. Задача психолога в такие моменты дать человеку четкую, достоверную информацию о случившемся, оказать ему психологическую помощь и поддержку, направленную на снятие негативного состояния.

При эвакуации пострадавшего населения работаем в пунктах временного размещения людей. Также тесно сотрудничаем с медицинскими организациями, службами социальной поддержки.

- Какие методы вы применяете для того, что бы вывести человека из острого состояния?

- Мы применяем разные методы: дыхательная гимнастика, мышечное расслабление и т.д. Людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, относят к группе пострадавших. Мы учитываем социально-психологические особенности, масштаб чрезвычайной ситуации и глубину восприятия события человеком. Эмоциональными реакциями на случившееся могут быть страх, злость, раздражение, апатия, гнев, оцепенение. В зависимости, какая у человека возникла реакция, соответственно и будет оказана помощь. Главное в этот период - не оставлять человека одного.

- Расскажите о случаях работы во время ЧС из своей практики?

- В 2011 году в Йошкар-Оле на ул. Машиностроителей 2а был пожар в 12-ти этажном жилом доме. В одночасье много семей оказалось без крыши над головой. Конечно, для любого человека это сильнейший стресс. У людей была истерика, безудержный плач. Нас работало двое. И считаю, что с нашей помощью пострадавшие сумели справиться со своим стрессовым состоянием.

В июле 2013 года был пожар в жилом доме по ул. Чернышевского. Пострадавших эвакуировали в пункт временного размещения. Наша работа заключалась в оказании экстренной психологической помощи погорельцам. Мы работали с такими состояниями людей, как плач, истерика, апатия. Вели с пострадавшими информационно-разъяснительную помощь и поддержку.

В нашей работе - в чрезвычайной ситуации - главное дать понять пострадавшему человеку, что он не один и помощь пришла. Первое, что мы делаем, налаживаем контакт с человеком. Затем работаем с его актуальным состоянием, применяя специальные приемы. Не оставляем человека наедине со своим переживанием. Оказывая психологическую помощь, можно существенно облегчить состояние человека и в определенной степени предотвратить отсроченные последствия психологической травмы.

- Как люди, находящиеся в стрессовой ситуации реагируют, когда вы предлагаете им помощь?

- Человек по-разному реагирует на непредсказуемые обстоятельства в чрезвычайной ситуации. Он может быть агрессивен или находиться в состоянии апатии. В большинстве случаев люди надеются на нашу поддержку. Необходимо дать понять человеку, что мы здесь, чтобы ему помочь.

- Как учитывается психология конкретной личности в ЧС и психология группы? Общаются ли люди, пострадавшие в той или иной ситуации, между собой или каждый переживает свое горе и боль самостоятельно?

- Учитывается психология каждого человека. Как я говорила ранее, реакция у людей на ЧС может быть разной. Когда чрезвычайная ситуация масштабная, мы учитываем и контингент людей, попавших в беду. Выделяем так называемую «группу риска».

Переживают ЧС люди по-разному. По моим наблюдениям, общая беда сплачивает, люди помогают друг другу, делятся своими переживаниями, стараются утешить друг друга.

- Помогаете вы им разово или потом отслеживаете динамику восстановления?

- Мы оказываем экстренную психологическую помощь непосредственно на месте чрезвычайной ситуации. Это наша основная задача. Но потом пострадавшие могут к нам обратиться. Мы оставляем свои координаты. Такие случаи в нашей практике были. И говорим, куда они могут обратиться, указывая адрес психологических служб нашей республики.

- Что считаете главным в своей работе на сегодняшний день?

- Оказание экстренной психологической помощи населению в ЧС и сопровождение личного состава нашего подразделения.

Марина Смышляева, пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.

Эта статья полезна?

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)