На вопросы журналистов телеканала «Россия 24 – ГТРК «Марий Эл» отвечает главный государственный инспектор по маломерным судам Республики Марий Эл Александр Крикунов.
- Летний сезон уже совсем близко. Это значит, что водные пространства Марий Эл, как всегда, заполонят сотни моторных лодок, гидроциклов и другого подобного транспорта. Подскажите, на какие его виды требуются права?
- Необходимо иметь права в том случае, если маломерное судно имеет двигатель мощностью свыше 8кВт, т.е. с мощностью 11 лошадиных сил и более.
- Где можно получить эти самые права?
- Сдают на право управления маломерным судном у нас в инспекции. Сдавать можно и после самостоятельной подготовки, и после прохождения обучения в специализированных заведениях. В Йошкар-Оле таких курсов – 2, всего в республике – 5.
- А чему там обучают?
- Как и при подготовке к управлению автомобилем, будущие судоводители изучают теорию и практику. Теория изучается на основании типовой программы, которая включает в себя несколько подразделов. Это устройство маломерного судна, лоция, навигация, гидрография и др. В обязательном порядке изучается оказание помощи терпящим бедствие на воде.
- С какого возраста можно получить права на управление водным транспортом, и есть ли какие-то другие ограничения, кроме возрастных?
- В соответствии с действующими нормативными документами, к экзаменам допускаются лица, достигшие 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний.
- Сколько по времени длится обучение? Когда лучше начинать, чтобы успеть, так сказать, к открытию сезона?
- Изучение теоретической части, как правило, занимает около трех недель. И еще одна неделя практики. Можно пройти обучение самостоятельно, далее подать заявление по установленной форме и попробовать свои силы на экзамене. Обращаться необходимо в Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл, который расположен в Йошкар-Оле, на ул. Лебедева, 55а.
- Как проходит сам экзамен?
- Теоретическая часть принимается на компьютере. Из 10 вопросов надо на 8 ответить правильно, чтобы получить зачет. Время на решение тестов – не более 20 минут. Оценку дает компьютер, специальная программа. Практическая часть сдается на специальном полигоне, который в Йошкар-Оле оборудуется на р. Малой Кокшаге.
- Все ли сдают с первого раза?
- Если брать многолетний опыт, то примерно 20 процентов экзаменуемых не сдают с первого раза. Если человек раньше никаким образом не был связан с водой, не имел никаких практических навыков в управлении маломерным судном, скорее всего, с первого раза без специальной подготовки он не сдаст.
- Сколько за прошлый год было выдано прав?
- В прошлом году у нас было аттестовано на право управления маломерными судами 536 человек. Обычно эта цифра колеблется от 450 до 700 человек в год, если брать статистику последних 10 лет.
- Кто осуществляет контроль за соблюдением правил передвижения по водоемам, а также проверяет наличие прав на управление маломерными судами?
- Эта функция полностью возложена на инспекцию по маломерным судам. Одна из ее задач – контроль за пользованием маломерными судами. Как на дорогах есть правила дорожного движения, так и у нас есть правила плавания по внутренним водным путям. Нарушителей государственные инспекторы привлекают к административной ответственности.
- Какие водоемы находятся под вашим пристальным наблюдением?
- В первую очередь, это река Волга как самый оживленный водоем и наиболее популярный у любителей водного отдыха. Если брать в целом по республике, то у нас под постоянным контролем более 100 водоемов. В основном это те водные объекты, где расположены места рекреации – пляжи, места для купания. Это также водоемы, которые могут быть использованы для забора воды авиацией в случае тушения лесных пожаров. Но мы периодически осуществляем контроль и на других водоемах, а их в республике очень много, одних только озер более 700.
- А где чаще всего нарушают, на каких водоемах?
- Там же, где больше всего плавают, - на Волге. И на Куйбышевском, и на Чебоксарском водохранилищах. Кокшайск, район Звенигово, Волжск – там больше всего судов и, следовательно, больше всего нарушений.
- Если обратиться к статистике, сколько было зарегистрировано нарушений за прошлый сезон?
- Если брать 2014 год, то за период навигации к административной ответственности было привлечено почти 400 судоводителей. Наиболее характерное нарушение – необеспечение безопасности пассажиров. Это и отсутствие спасательных жилетов, и сидение на бортах во время движения. Также нередко штрафуем за использование незарегистрированных судов, несоблюдение правил плавания.
- Каковы размеры штрафов за разные нарушения?
- Суммы штрафов у нас колеблются от 100 рублей до 1500 рублей.
- Это достаточная сумма, чтобы пресечь нарушение?
- Важен даже не размер штрафа, а сам факт, что любое нарушение будет иметь какие-то последствия, что человек будет привлечен к административной ответственности.
- ГИМС занимается исключительно аттестацией «водителей» и контролем за ними? Или все же есть и другие функции?
- Да, на инспекцию возложено очень много функций, но все они направлены на решение главной задачи - обеспечение безопасности людей на водных объектах. С этой целью осуществляется и государственная регистрация маломерных судов, их классификация (определение, в каких водоемах можно плавать на них, при каких условиях), аттестация, контроль за пользованием маломерными судами, контроль за пользованием пляжами и базами для стоянок маломерных судов, их освидетельствование, проведение профилактической работы.
- Начата ли подготовка к купальному сезону?
- Подготовка республики к купальному сезону была начата еще 2 апреля, когда на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций был рассмотрен данный вопрос. Главная задача, которая была поставлена, - это то, чтобы в каждом районном центре, в каждом городе у нас был оборудованный пляж, а в каждом поселении – благоустроенное место для купания. В прошлом году у нас было 11 муниципальных пляжей.
- А началась ли подготовка пляжей? Может быть, уже работают водолазы?
- Конечно, началась. Но обследование дна водолазами – это уже завершающий этап работы. Ведь нужно создать еще береговую инфраструктуру, надо подготовить матросов-спасателей, которые будут дежурить на этих пляжах. Время работы пляжей, начало купального сезона определяется администрацией города или района. Обычно это конец мая – начало июня.
- Поговорим о городе. В Йошкар-Оле летом на акватории Малой Кокшаге можно наблюдать гидроциклы. Законно ли их передвижение в пределах республиканской столицы? Нужны ли права для управления ими?
- Гидроциклов с мощностью двигателя менее 8 кВт не бывает, поэтому на них обязательно нужны права, причем это отдельная категория. Что касается законности их передвижения в Йошкар-Оле, то правилами разрешается плавание на гидроциклах на Малой Кокшаге в пределах от Вознесенского моста до моста в Ширяйково, но с соблюдением всех установленных требований. На гидроцикле запрещено приближаться к купающимся, а также ближе 50 м к местам организованного купания.
- У нас есть и виндсерферы. Есть ли какие-то требования к ним?
- Никакой аттестации на право управления подобные средствами передвижения, естественно, не требуется. Но виндсерферы должны соблюдать аналогичные правила: нельзя подходить к купающимся и заходить на акваторию пляжей.
- Мы наблюдаем поразительные изменения в городе: Йошкар-Ола до неузнаваемости преобразилась за последние несколько лет. При этом многие горожане с ностальгией вспоминают времена, когда лет 20 назад по Малой Кокшаге ходил небольшой пароход. Многим его сейчас не хватает. Как вы думаете, возможно ли возобновить такие экскурсионные водные маршруты по Йошкар-Оле, позволит ли это измененное русло Кокшаги?
- Да, вполне возможно осуществлять такие прогулки по нашей прекрасной реке. Мы в прошлом году проводили межрегиональные соревнования по водно-моторному спорту. Все были просто в восторге от нашего города и нашей набережной.
Ссылка на видео: http://www.gtrkmariel.ru/news/russia-24/russia-24-to-mari-el-14-05-2015/