24 ноября 2017, 00:00
9
5 минут

«Необходимо создать горюющему человеку обстановку принятия…»

16 ноября 2017 года в Марий Эл произошла, наверное, самая страшная автокатастрофа за всю историю небольшой республики. В результате дорожно-транспортного происшествия в Килемарском районе с участием пассажирского микроавтобуса и лесовоза оборвались жизни 15 человек.

О том, как можно помочь людям, потерявшим близких, пережить потерю и как сохранить душевное здоровье сотрудникам МЧС, работающим на месте ЧС, мы поговорили с Татьяной Исаевой, старшим психологом Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл.

- Сколько всего специалистов было задействовано в оказании экстренной психологической помощи родственникам погибших и пострадавшим в ДТП? Где работали психологи?

- В оказании экстренной психологической помощи участвовало 13 человек - 3 психолога Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, 5 психологов Приволжского филиала Центра экстренной психологической помощи  и  5 психологов республиканской подсистемы РСЧС. Специалисты работали в больницах, куда госпитализировали пострадавших, в Бюро судмедэкспертизы, куда были направлены тела погибших, и на телефоне «горячей линии».

- Сколько звонков поступило на «горячую линию»? Что интересовало звонивших?

- Всего на телефон «горячей линии» поступило 142 звонка. В основном звонили родственники и знакомые пострадавших и погибших, запрашивали информацию о судьбе их близких. Были звонки с предложением помощи, сдачи крови пострадавшим в ДТП гражданам, звонили люди, разыскивающие своих близких, не имевших отношение к ДТП.

- Каждый человек по-разному реагирует на потерю близкого. Но можно ли все-таки выделить какие-то общие закономерности того, как протекает процесс горевания, переживания потери?

- Да, конечно, есть общие закономерности процесса горевания. Сначала человек испытывает шок, оцепенение, не верит в случившееся. Могут быть самые  разные реакции - плач, истерика, агрессивное поведение или апатия. Главное понимать, что все эти проявления  – нормальная реакция на травматичную ситуацию, и важно дать им состояться.  Такой период может длиться до 9 дней.

Затем идет стадия острого горя, которая может длиться около 6-7 недель. Этот период наиболее тяжелый, когда надо принять то, что близкого человека нет в живых. Наблюдается общая слабость и нарушение сна. Может возникать чувство вины перед умершим. Если у горюющего возникает такая необходимость, надо дать человеку побыть одному. И в то же время нужно стараться кому-то из близких всегда быть рядом. Если у горюющего есть потребность выговориться,  надо помочь ему в этом, дать поддержку.

 - Что происходит дальше, на следующем этапе?

- Жизнь постепенно входит в свою колею, восстанавливается сон и аппетит, умерший перестает быть главным сосредоточием жизни. Переживание горя протекает в виде редких отдельных приступов. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты («Новый Год впервые без него») или события повседневной жизни («на его имя пришло письмо»). Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины и обиды. На этой стадии человек начинает планировать свою жизнь без умершего.

Последняя стадия горевания, которая длится от 1 до 2 лет, – принятие смерти. Вспоминая об умершем, человек переживает уже не горе, а печаль – совершенно другое чувство. И эта печаль уже навсегда останется в сердце человека, потерявшего близкого.

 - Какие советы Вы можете дать тем, кто оказывается радом с человеком в состоянии горя?

- Нужно четко понимать отличия между стадиями горя. Каждый период горевания обладает своими особенностями. Соответственно и поддержка будет разной. Необходимо создать горюющему человеку обстановку принятия. Важно позволить человеку проявлять чувства, говорить об умершем. Следует избегать фраз: «Мне знакомы Ваши чувства», «На все воля божья», «Уже прошло три недели с его смерти, а Вы еще не успокоились» и т.д.

- Чрезвычайные ситуации влияют на психологическое состояние не только пострадавших и их близких, но и сотрудников экстренных служб, задействованных в их ликвидации. Какие советы вы можете сотрудникам, работающим на ЧС? Как они могут позаботиться о своем душевном здоровье?

- В первую очередь, нужен отдых. Если есть желание выговориться, поделиться своими переживаниями, необходимо это сделать. Можно провести так называемый дибрифинг, где каждый специалист высказывает свои чувства в связи с произошедшим, не оценивая и не критикуя другого.  Важна поддержка близких и коллег на работе. Можно обратиться к психологам для обратной связи и поддержки.

Ну и конечно, желательно вести здоровый образ жизни, знать свои индивидуальные способы восстановления психологического и физического равновесия, иметь какие то увлечения и развиваться в своей профессии.

- А что лично Вам помогает сохранять состояние внутренней гармонии?

- Мне помогает поддержка и вера в меня близких людей, любовь к своей профессии, поддержка моих руководителей, сон, работа в команде единомышленников, занятие спортом – йога и бассейн. И благодарность за то, что я живу!

Юлия Белоусова, пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.

Эта статья полезна?

Контакты

101 и 112, со стационарного - 01
Единый телефон пожарных и спасателей
(8362) 69-02-72
Телефон приемной
8 (8362) 69-02-63
Единый «телефон доверия»
gu@12.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)